Страницы истории Красноуфимского района: деревня Куянково
Куянково – деревня МО «Красноуфимский округ», в 13 км на восток-юго-восток от г. Красноуфимска, в среднем течении, на обоих берегах р. Баяк (левый приток р. Уфа) на восточном краю урочища Никольское. [1]
Экскурс в историю
Земля была дана башкирам «за верную и неизменную службу» царем Алексеем Михайловичем Романовым. Возникшая деревня, тогда входила в состав Пермской губернии Манчажской волости. По преданию, основана переселенцами в 1685 году. Сюда, на поляну, среди дремучего леса, возле речки сначала переселились три семьи. [2]
Существует две версии названия деревни. По первой версии считается, что селение назвали в честь зайца, выбежавшего из чащи. Слово «куян» на татарском языке означает «заяц». Другая версия – здесь поселился мужчина по имени Куян.
Первая начальная школа в деревне Куянково открылась в частном доме Мухетдина Мутаевича (фамилия не известна) между двумя реками Баяк и Никольское. Первой учительницей была Кашапова Гайша. В этой школе она работала в 1917-1921 гг. Ее первыми учениками были Сабирьянов Муллахмат, Каюмов Мулланур, Сабирьянов Суфиян, а также обучались дети из деревень: Усть-Баяк, Средний Баяк, Куянково.
Кладбище почти до 1920–х гг. было на горе с южной стороны деревни (в настоящее время улица Горная, кладбище находилось за этой улицей). В голодные годы, т.е. 1921-1922 гг. люди не могли подниматься в гору для захоронения и реки разливались и сносили мосты. Людей стали хоронить на новом кладбище. Несколько лет хоронили и на новом, и старом, но уже во время войны стали хоронить только на новом кладбище.
В деревне никаких торговых точек не было и в 1924 году наиболее зажиточный Хасанов Мунир открыл ларек.
Годом зарождения местной комсомольской организации считают 1925 год. Первым организатором и основателем комсомольской ячейки был житель деревни Средний Баяк Вахитов Харис, который вернулся из Красной Армии и начал вести работу среди молодежи по основанию комсомольской организации. Из деревни первыми в комсомольскую организацию вступали дети бедняков. Им приходилось проводить агитации в трудных условиях, так как население было отсталое, находилось под влиянием муллы и кулаков. Они запрещали слушать о комсомоле, пугали грехом перед Аллахом. В то время вера в Аллаха была очень сильна. Верующее население постоянно молилось, читали намаз.
Дом, после раскулачивания богатого кулака Низами (этот дом находился по улице Трактовая, его разобрали в 1975 году), стал школой, в последующие годы здесь была контора и клуб. Затем школа были в доме Нуруллы (сейчас этот дом находится по адресу улица Трактовая 4), учительницей была Нафига апа из деревни Манчаж, которая учила 1-2 классы, а 3 классы обучались в здании мечети – учителем был Харис абый из деревни Средний Баяк, школа была трехлетней.
В четвертый класс дети ходили учиться в деревню Усть-Баяк. Деревня находится далеко и, поэтому многие дети не могли продолжить учебу, не было обуви, одежды.
По некоторым данным первый колхоз образовался в деревне Куянково 1930 году, он был назван «Союз молодежи», председателем был Мухамадиев Нигаматьян. Через три года колхоз был переименован в колхоз «13 октября», так как колхоз был образован 13 октября. Председателем был Ширван (фамилия не сохранилась). С образованием колхоза население стало обрабатывать земли на полях, сеяли зерно, лен, выращивали картофель. [2]
По другим данным колхоз «13 Октябрь» Усть-Баякского сельского Совета организовался в 1930 году на территории д. Куянково. [3]
В 1930-е гг. в деревне было две фермы. Одна ферма была расположена в западной части, где содержали коров, а вторая в восточной части деревни, где держали молодняк. Был конный двор, около 12 лошадей. Была и ферма, где содержали овец (в настоящее время улица Заречная).
Для хранения зерна были большие амбары, которые были построены из больших бревен. Около них была сушилка для сушки зерна. Все поля были загорожены, в деревню можно было въезжать и выезжать только через «басу капка», то есть через калитку. Дорога в город Красноуфимск проходила, где в настоящее время находится дом Каюмова Гаптельзаяна (улица Заречная 7).
В деревне была кузница (улица Заречная), где подковывали лошадей, делали орудия труда.
В 1930-е гг. на территории деревни было два небольших по площади озера. Примерно с 1930-х до 1960-х гг. люди ходили стирать белье, купаться, дети зимой катались на «коньках», на валенки подшивали шкуру животных. Озера были родникового происхождения, поэтому с годами талые, сточные воды, попадающие в озера, замыли родники. В настоящее время здесь остались только впадины, заросшие травой и кустарниками. Река Никольское не замерзает даже зимой, вода чистейшая, здесь водится рыба. Раньше в этих водах замачивали кору липы для изготовления мочалок для бани. Из этих мочалок плели лапти, веревки.
До 1935 года дети елку никогда не видели, т. к. большевики запретили этот обычай из-за его принадлежности к религиозному празднику Рождество Христово. И только в 1935 году впервые на елку детей водили в русскую деревню Никольское (сейчас этой деревни нет). [2]
В 1939 году в колхозе развивалось полеводство, луговодство, овощеводство, животноводство, выращивалась конопля, имелась кузница, занимались переработкой молока. [3]
В годы войны жителям деревни Куянково пришлось потесниться. Здесь стояла воинская часть, она была на переформировании и расквартирована по домам. Никто из жителей не возмущался, так как знали, что их мужья и сыновья также живут где-нибудь на фронте. С прибытием солдат была организована полевая кухня, она расположилась во дворе дома Хафизова Салиха, а в доме поселились командиры. [4]
Из воспоминаний жительницы деревни Куянково Хасановой Шамсии (1928 г.р.) «Солдаты нас жалели и подавали еду, иногда помогали по хозяйству. Вскоре солдат отправили на фронт. В военное время были всякие люди: мошенники, аферисты, милосердные и сострадательные. У нашего отца в Красноуфимске были знакомые, они складывали очистки овощей, отходы в мешок и отдавали нам, из этих отходов варили похлебку. Мама нас отправляла в город за отходами, хозяйка поила чаем, потом провожала до моста. Взамен, мы привозили овечью шерсть, тканые вещи. За военные годы износили всю одежду, ходили в лаптях. Но в сундуках оставались платки, шали. Пришло время менять их на продукты, чтобы не умереть с голоду.
Ходила по деревне женщина, хорошо одетая, говорила, что меняет продукты, хлеб на вещи. Мама отдала свой большой кашемировый платок, а женщина сказала, что у нее нет с собой продуктов и пусть кто-нибудь из детей пойдет с ней до Манчажа, а это в 50 километрах от нашей деревни. Мама меня отправила с ней. Сначала шли вместе, потом я стала отставать, видно устала. Дойдя до деревни Бакийково, женщина исчезла, уже вечерело, я не знала куда идти, опять нашлись хорошие люди и пустили ночевать. Утром выхожу на дорогу, смотрю идет брат. Мама, потеряв меня, отправила его искать». [5]
На войну из деревни ушли на фронт 26 человек, не вернулись – 7. [6] Женщины и дети трудились в колхозе. Умудрялись без тракторов и машин, а порой и без лошадей, выращивать урожай. Цену этих урожаев знают только натруженные, сбитые в кровь, женские руки и руки подростков.
После войны построили в деревне магазин. [2]
В июле 1950 года колхоз «13 Октябрь» вошел в колхоз «им. Маленкова». Колхоз действовал на территории д. Средний Баяк, д. Верхний Баяк, д. Куянково. [7]
В 1950 году в колхозе было 190 дворов, 773 человека населения, в том числе трудоспособных 348 человек. Колхоз занимался растениеводством, животноводством. [8]
В 1957 году общее собрание членов колхоза «им. Маленкова» приняло решение о прекращении деятельности колхоза и передачи своих земель, а также общественного имущества в совхоз и переходе колхозников в совхоз «Красноуфимский» на правах рабочих. [9]
До 1959 года школа была в деревне Куянково, а в 1959 году построили начальную школу в деревне Средний Баяк. Учителями были Валиева Рахима и Василова Рашида. В 1959-1974 гг. дети деревни Куянково учились в этой школе. Окончив начальную школу, ребята продолжали учебу в Рахмангуловской восьмилетней школе, где в зимнее время жили в пришкольном интернате.
В деревне мечеть была между двумя реками Баяк и Никольское. В 1959 году мечеть отдали под школу. Позже ходили на намаз в соседнюю деревню Средний Баяк.
В 1960-е гг. в клуб привозили фильмы. Киномехаником был Нурмухаметов Роберт из Верхнего Баяка. Билет стоил 5 копеек и то не все могли сходить в кино, т. к. жили очень бедно.
Впервые электричество появилось в деревне 1961 году, до этого пользовались керосиновыми лампами. Почти в это же время провели радио.
Численность населения в 1970 году составляла 293 человек.
В 1974 году построили восьмилетнюю школу в д. Средний Баяк, в которой обучались и дети из д. Куянково. Директором была Габзалимова Люция Шариповна, потом Шамсутдинов Муказат Василович, Канафиева Клара Габделсалямовна.
В 1996 году в д. Средний Баяк была построена новая средняя общеобразовательная школа – двухэтажное кирпичное типовое здание на 200 мест, где обучались дети из трех деревень: Куянково, Средний Баяк, Верхний Баяк.
В 2002 году численность деревни составила 185 человек.
В период укрупнения школ, в 2010 году школа из-за малочисленности учащихся, реорганизована в начальную школу и детей старших классов стали возить в Криулинскую школу. [10]
В 2012 году первый этаж школы переоборудовали под детский сад на 15 мест для разновозрастных детей. С 1 сентября 2014 года МКОУ «Среднебаякская начальная общеобразовательная школа» стала филиалом МКОУ «Рахмангуловская СОШ».
В 2015 году сделали пристрой магазина. В настоящее время магазин закрыт, в этом помещении сейчас расположена местная религиозная организация Мечеть «Ихлас». Денежные средства чтобы выкупить здание магазина у Крыловского РАЙПО собирали с местного населения.
В настоящее время в здании закрытого магазина открылась местная религиозная организация Мечеть «Ихлас». [2]
Особенности территории
Самые распространенные фамилии: Афризоновы, Магасумовы, Мухамадиевы. [6] Преобладающее население – татары.
Природные достопримечательности. Рядом с руслом ручья Никольское, ниже места нахождения фундаментных ям исчезнувшей деревни Никольское, есть одна достопримечательность. Редкие путники зачаровано смотрят, как диковинно шевелится прозрачный гриб. Это изливается из широкой трубы артезианской скважины кристально чистая вода. [10]
Деревня сегодня
Сейчас инфраструктуру деревни составляет мечеть «Ихлас». Деревня относится к Баякскому территориальному отделу. Имеется 4 улицы и 1 переулок: Заречная, Горная, Трактовая, Новоселов и Заречный. Проживает 124 человека.
Мечеть «Ихлас»
Местная религиозная организация Мечеть «Ихлас».
Председатель общины: Юсупова Гульчачак Василовна.
Адрес организации: 623310, Свердловская область, Красноуфимский район д. Куянково, ул. Трактовая, 22.
Известные люди д. Куянково
Тавапова Минсара Муниповна
Минсара Муниповна родилась 5 февраля 1954 года в деревне Куянково в крестьянской семье третьим ребенком. Всего в семье было семеро детей. Отец Мунип Хасанов был уважаемым человеком в деревне, хотя имел всего 4 класса образования. Дальнейшее образование помешала получить война, был депутатом нескольких созывов, работал трактористом, бригадиром. Мать Шамсия Хасанова была домохозяйкой.
Минсара Муниповна училась хорошо. С детства была боевая, в школе – командиром отряда, комсоргом. Окончив 8 классов, поступила в совхоз-техникум. Там она оказалась случайно. Подруги решили поступить в техникум, а Минсара Муниповна в педколледж. Забрав документы, решила поступать с подругами, но экзамены сдала только она, а подругам не повезло.
В 1973 году окончила техникум, получила профессию агронома. В этом же году вышла замуж за Назиба Тавапова. Но в душе ее тянуло в школу, к детям. Проработав 2 года в совхозе «Баякский», Минсара Муниповна перешла работать в Среднебаякскую основную школу пионервожатой.
В 1975 году поступает в Нижнетагильский педагогический институт на факультет биологии, который успешно оканчивает.
Минсара Муниповна и Назиб Лябибович воспитали прекрасных дочерей. В какое–то время семья Таваповых решила переехать в г. Красноуфимск, пожить городской жизнью, но не понравилось – вернулись в деревню.
Минсара Муниповна снова стала работать в школе учителем биологии, химии, географии, заместителем директора по воспитательной работе. Работая в школе, постоянно совершенствовала свое педагогическое мастерство, она всецело отдавала себя в качестве классного руководителя, выпустила 5 выпусков. Ее классы всегда отличались активностью. Благодаря своему труду, любви к детям, Минсара Муниповна заслужила авторитет и уважение. Более 30 лет отдала она воспитанию детей. Награждена грамотами районного отдела образования, областными грамотами, грамотой Министерства образования и науки РФ. Минсара Муниповна – ветеран труда. 1996-2000 гг. была главой Баякской администрации.
Минсара Муниповна – человек, любящий жить ярко и увлекательно, поэтому принимает участие во всех сельских и районных мероприятиях. Когда оставила трудовую деятельность, не смогла сидеть дома сложа руки. Возглавила Совет женщин при Баякской администрации. Подобрала себе в Совет энергичных, талантливых женщин. За время работы под ее руководством было проведено много мероприятий. Традиционно проводится сельский конкурс «Лучшая сельская усадьба». Ежегодно по инициативе Совета женщин проводятся субботники по очистке села от мусора и травы. [11]
Под руководством Минсары Муниповны образовалась группа «Здоровье», участники которого занимаются скандинавской ходьбой. Организован клуб «Хозяюшка».
Она принимает активное участие в изданиях литературного альманаха авторов Красноуфимского района. Минсара Муниповна в 2016 году написала и издала книгу небольшого формата «Край родной», где собрала и систематизировала большой исторический материал, основанный на воспоминаниях старожилов, архивных документах, легендах и рассказах, передаваемых из поколения в поколения.
Минсара Муниповна более 10 лет возглавляла Совет женщин при Баякском территориальном отделе. В 2019 году на районном празднике «Весенний триумф» ей было присвоено звание «Женщина года». Продолжает активное участие в жизни села.
Источники:
1. Рундквист, Н. А. Куянково / Н. А. Рундквист, О. Задорина // Свердловская область : иллюстрированная краеведческая энциклопедия : от А до Я / Н. А. Рундквист, О. Задорина ; рец. проф. В. Г. Капустин. – Екатеринбург, 2009. – С. 175.
2. Тавапова, М. История деревни / М. Тавапова // Край родной / М. Тавапова. – Красноуфимск, 2016. – С. 6.
3. Ликвидированные колхозы Красноуфимского района (1931-1959 годы) : объединенный архивный фонд // Государственный архив в г. Красноуфимске. – Ф. Р-178. – Оп. 1. – Д. 309. – Л. 1-6.
4. Воспоминания Хасанова Музипа, жителя д. Куянково (1931) : интервью / записала М. М. Тавапова. – 2014.
5. Воспоминания Хасановой Шамсии (1928) : интервью / записала М. М. Тавапова. – 1986.
6. По данным архива Баякского территориального отдела.
7. Исполнительный комитет Красноуфимского районного Совета депутатов трудящихся, 1921-1976 гг. // Государственный архив в г. Красноуфимске. – Ф. Р-41. – Оп. 1. – Д. 581. – Л. 98.
8. Ликвидированные колхозы Красноуфимского района (1931-1959 годы) : объединенный архивный фонд // Государственный архив в г. Красноуфимске. – Ф. Р-178. – Оп. 1. - Д. 50. – Л. 1-2.
9. Исполнительный комитет Красноуфимского районного Совета депутатов трудящихся, 1921-1976 гг. // Государственный архив в г. Красноуфимске. – Ф. Р-41. – Оп. 1. – Д. 637. – Л. 102-104.
10. Воспоминания Таваповой Минсары Муниповны (1954) : интервью / записала библиотекарь Среднебаякской сельской библиотеки А. Р. Нуриева. – 2022.
11. Активисты Совета женщин. Самый возраст зажигать // Городок. – 2014. – 7 февраля. - С. 9.