Сегодня мы читаем о войне. Да разве об этом расскажешь...

Суровой была война для женщин, стариков и детей, оставшихся в тылу. Они трудились, не покладая рук, с утра до вечера, заменив своих мужей, отцов, старших братьев сыновей, ушедших воевать. Среди этих людей была и Шакирова Зайтуна.
Шакирова Зайтуна с детьми
В 1940 году, за год до начала Великой Отечественной войны, арестовали мужа Шакирова Нуруллу по доносу завистливых односельчан, как «врага народа». Работал он в то время бригадиром в колхозе. В заключении трудился на лесозаготовках в Новой Ляле. Зайтуна осталась одна с тремя детьми на руках. Самой старшей Васиме было 4 года, сыну Анвару год с небольшим, младшая Кашифа была совсем младенцем. Когда началась война, Нуруллу отправили на учебу в Камышлов. После трехмесячной учебы дали обмундирование и отправили на Ленинградский фронт в составе 153-го стрелкового полка. Об этом Зайтуна узнала из письма мужа, которое он опустил в почтовый ящик в Кунгуре. И все – больше вестей от него не было. В 1942 году было извещение, что пропал без вести. А в 1945 году получили похоронку.
С первых дней войны мужчин из деревни забирали на войну и вся работа пала на плечи женщин и детей. Зайтуна тоже впряглась в непосильный, совсем не женский труд.
С 1941 года она работала конюхом, кормила, поила, убирала за лошадьми. Хороших лошадей отправляли на фронт. Зайтуне приходилось самой возить воду и корм для лошадей. За соломой и сеном ездили на поле. Особенно тяжело было зимой при сильных буранах, приходилось лошадь выкапывать буквально из снега. С весны по осень работали на полях: сеяли, пололи овощи, косили, гребли сено, убирали урожай. Чтобы прокормить детей, впрягалась в любую работу. Старшая дочь Васима, жалея маму, старалась быть ей помощницей во всем. А было ей, когда закончилась война, всего-то 9 лет. Но тогда все и дети, и взрослые жили с одной мыслью все для фронта, все для Победы!
Работали и днем, и ночью. Несмотря на голод, зерно отправляли на фронт и оставляли на семена. В мечети, где до войны работал детский сад, сделали сушилку для овощей. Сушеные овощи также отправляли на фронт. Кроме этого надо было сдавать в качестве налога яйца, масло, шерсть, мясо. Поэтому сами питались зеленью, грибами, гнилой картошкой. Зимними вечерами вязали носки и варежки для фронта, а сами перебивались, нечего было надеть. Так было, наверное, в каждой российской деревне. Но все верили, что мы победим! И вот настал долгожданный День Победы. В мае 1945 года с этой вестью прискакал в деревню на лошади фронтовик-инвалид Музипов Явдат. Эта радостная новость быстро облетела всю деревню. У людей были слезы на глазах, слёзы радости и слёзы скорби об умерших. Зайтуна апа и ее дети Васима, Анвар и Кашифа не познали этой радости. В 1942 году они получили извещение о том, что Шакиров Нурулла пропал без вести. Но еще теплилась надежда, что он может быть жив. В 1945 году пришла похоронка, лишив их всех этой маленькой, но надежды.
Источник:
Садыкова, М. А. Да разве об этом расскажешь… / М. А. Садыкова. - Текст : непосредственный // Помним сердцем : историко-краеведческий сборник авторов Красноуфимского района / редколлегия : Г. И. Павлова [и др.] ; Красноуфимская Центральная районная библиотека - структурное подразделение МБУК Центр по культуре, народному творчеству и библиотечному обслуживанию. - Криулино : [б. и.], 2020. - С. 28 - 30.